08.12.2014 Понимание смерти в буддизме

Размышляй о смерти, если хочешь научиться жить. Стоики

 

Все непостоянно. Данный постулат понятен каждому из нас. Все течет и все меняется: день сменяется ночью, а зима — летом, высыхают моря и исчезают горы, перестают существовать государства и целые народы. Окружающие нас люди стареют и умирают, исчезая из этой жизни, оставляя мир без себя. Это все та же река времени, что однажды снесла Рим, заменила телегу на автомобиль, изменила русла рек, — это река, которая однажды унесет и нас из этой жизни.

 

Мы обязательно умрем. Это точно. Как говорил один человек: «Из этой жизни ещё никто не уходил живым». Смерть — это неотъемлемая от человека составляющая, она часть нас и нашей жизни, и поэтому очень глупо бояться её или замалчивать о ней. В современном европейском обществе это одна из двух тем, о которых не говорят, так как считают чем-то нехорошим. Будто бы смерть не наступит, если о ней не говорить, если её бояться. Даже если человек сталкивается со смертью своих родственников и друзей, он все равно про себя упрямо продолжает твердить: «Уж я-то не умру». Но смерть все равно наступит, и человек будет просто к ней не готов, не будет знать что и как делать и будет продолжать цепляться за фантом, когда тот уже растаял.

 

Обычно в представлении человека есть концепция, что «… смерть приходит вследствие старости и упадка жизненных сил, когда жизнь едва теплится в теле словно угасающий огонь в светильнике, в котором кончается масло …». Но не всегда человек умирает от старости, ведь можно умереть в любой момент, или даже умереть в утробе матери – умереть, ещё не родившись. Невозможно предсказать как причины смерти, так и момент своей смерти, он может настать сию секунду, завтра или через 10, 20, 50 лет. Поэтому нужно знать и помнить, что смерть возможно очень рядом, что она может наступить в любой момент. Но это знание ни в коем случае не должно сопровождаться страхом, нам просто необходимо ясно и четко понять, что «…с самого момента рождения смерть является частью нашего естественного состояния…». Это осознание позволит не вовлекаться в преходящие и ненастоящие вещи, такие как материальные ценности, работа или развлечения, а с усиленным рвением, обратив свой взгляд внутрь, заняться духовным саморазвитием, ведь только оно сможет помочь, когда тела уже не будет.

 

Понятие непостоянства и смерти является одним из базисных в буддизме. Медитация на эту тему, диспуты и размышления являются обязательными и для монахов, и для мирян. Само понятие смерти в буддизме отличается от общепринятого европейского определения, в котором говорится, что смерть наступает со смертью мозга.

 

Буддистское определение тоньше и вот что говорит на эту тему Далай-Лама:
«Слово “смерть” является объединяющим термином, относящимся к человеку в целом, а не специфическим термином, относящимся к отдельному органу. Согласно буддизму, определению смерти должно пониматься как противоположность определению жизни. Жизнь определяется как основа сознания. Как только тело больше не способно поддерживать сознание, это и будет смерть».

 

Согласно буддизму человеческий ум после смерти заново перерождается в теле живого существа. И смерть это лишь переходный момент от одной жизни к другой. Сам процесс умирания делится на три части: сама смерть, переходное состояние между смертью и новым рождением, новое рождение. Эти три периода сравнивают со сном, сновидением и явью. «Ночью, когда мы засыпаем, прежде всего все наши чувства: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и ум — постепенно обращаются внутрь, тогда как объекты чувств: красивые и некрасивые образы, приятные и неприятные звуки, хорошие и плохие запахи, доставляющие удовольствие или отвратительные вкусы, тактильные ощущения гладкости или грубости, а также положительные или отрицательные объекты ума — исчезают из области восприятия».

 

«После того, как мы заснули, через некоторое время, которое может разниться по длительности, сознание ума пробуждается, хотя тело продолжает спать, и это сознание, сопровождаемое сознаниями зрения и других чувств, проявляется как «психическое тело», переживающее состояние сновидений. На этом этапе все хорошие, плохие или нейтральные сны, возникающие на основе различных мимолетных факторов, называются состоянием сновидений. Все эти плохие, хорошие или нейтральные картины, воспринимаемые нами в этом состоянии, предстают перед нами как существующие и реальные, а потому психическое тело переживает все ощущения счастья и страдания, будто на самом деле. Но, когда мы пробуждаемся ото сна, и начинаются дневные видения яви, мы ясно понимаем, что все призрачные картины сновидения были нереальны, в результате чего, как только мы проснемся, приятные и неприятные ощущения, которые мы испытывали во сне, пропадают сами собой.

 

Мы можем ясно понять, что эти три аспекта (сон, сновидения и явь) в состоянии каждого человека не только представляют собой нечто отчасти аналогичное трем стадиям: смерти, Бардо и перерождения, но и тесно связаны с ними. Исходя из этих основных принципов в знаменитой «Тибетской книге мертвых» объясняют четыре вида Бардо: Бардо, длящееся от рождения до смерти, Бардо умирания, Бардо дхарматы и Бардо становления».

 

Если человек понимает, что либо вследствие болезни, либо в силу других причин, его жизненный путь подходит к концу, то он должен предпринять все возможные методы, для «“спасения от смерти уплатой выкупа”: на внешнем уровне — накоплением заслуг, на внутреннем — посредством взаимозависимости, на тайном — практикой долгой жизни».

 

Если данные действия не приносят результата, пора последний раз переодеться, поесть, выпить воды и сказать последние слова. Когда человек находится на грани жизни и смерти, когда уже нет никакой возможности двигаться и активно мыслить, он можем продолжать сохранять состояние осознания и активно переживать все ступени умирания.

 

Вот как описывает сам процесс доктор тибетской медицины Чодрак:
«Речь идет об энергетическом центре в области сердца, где находятся очень тонкий белый и красный элементы (санскр. бинду ). В процессе умирания белый элемент спускается из головы по центральному каналу и останавливается в сердечном центре. Снизу в сердце поднимается очень тонкий красный элемент, или капля. Когда очень тонкий белый элемент опускается в сердце, человек переживает бледный свет. После этого красный элемент поднимается в сердце, и пока это происходит, возникает субъективное переживание красноватого сияния. Когда эти два элемента полностью сливаются, как два объединяющихся шара, наступает период черноты, как будто вы полностью теряете сознание. После периода черноты наступает период ясного света смерти.
 
Ясный свет смерти — это нечто, что испытывает каждый без исключения, но существует много различий в продолжительности этого переживания. Для некоторых людей он может длиться всего несколько секунд, для других — несколько минут, для третьих — несколько дней или даже недель. Пока продолжается переживание ясного света смерти, связь между очень тонкой энергией-умом и грубым физическим телом еще не прервана. Идет процесс отделения, но эта связь пока окончательно не разорвана. В тот самый момент, когда произошло отделение, тело начинает разлагаться, и мы говорим, что смерть наступила. Внешний признак, по которому можно с полной уверенностью определить, что смерть наступила, это выход этих красного и белого элементов через ноздри. Они наблюдаются как красный и белый следы, которые могут также выходить из половых органов. Это характерно как для мужчин, так и для женщин».

 

Помимо этого в момент смерти человек может наблюдать как основные первоэлементы начинают растворяться друг в друге. «Когда элемент земли растворяется в элементе воды, человек физически ощущаете тяжесть; а когда элемент воды растворяется в элементе огня, умирающий замечает, что начинает останавливаться кровообращение. Когда элемент огня растворяется в элементе воздуха, теряется ощущение теплоты, а когда воздух растворяется в пространстве, человек утрачивает всякую связь с физическим миром. Наконец, пространство, или сознание, растворяется в центральном нади (канале), и возникает чувство внутренней ясности, внутреннего света, вслед за которым внешние процессы умирания уступают место внутренним».

 

В процессе умирания родственники и друзья могут помогать умирающему пребывать в хорошем состоянии в момент смерти. Например, «для тех, у кого при жизни не было ни опыта, ни какого-либо соприкосновения с путем, ведущим к освобождению, правильно применяли следующие методы: в рот умирающему следует положить вещества, ведущие к освобождению путем вкушения, а затем, пока не прекратилось внешнее дыхание, опытный друг должен петь несравненную и глубокую Песню Ваджры или хотя бы слоги ’А А ХА ША СА МА, представляющие собой сущность шести пространств Самантабхадры, так, чтобы умирающий мог слышать.»

 

Если же умирающий в течение жизни занимался духовными практиками, то в момент смерти необходимо вспомнить и погрузиться в состоянии мгновенного присутствия, в свое естественное состояние, в котором смогли утвердиться при жизни.

 

Как только наступила смерть, друзья или родственники должны произнести следующие слова в ухо умершего. Эти слова из одной из центральных книг буддизма известной на западе, как «Тибетская книга мертвых», книги описывающей процесс смерти и методы правильного умирания:
 

«Слушай, сын благородного семейства! Теперь то, что называют смертью, пришло к тебе. Это случается не только с тобой, но со всеми существами без исключения. Не питай привязанности к кармическим видениям этой жизни. Теперь твое видение проявляется как бардо дхарматы, естественная энергия мудрости мгновенного присутствия. Теперь твои тело и ум расстаются, а потому возникнут все проявления: тонкие, прозрачные, сияющие и ясные шары-тигле и образы (например образы мирных и гневных божеств), мерцающие наподобие летнего марева в долине, — это видение чистой дхарматы. Не бойся этих видений! Узнай в них естественную энергию собственного истинного состояния. Из этого света раздастся естественный звук дхарматы, подобный тысячекратному раскату грома. Не бойся! Узнай в нем естественный звук своего истинного состояния. У тебя есть только так называемое «психическое тело кармических следов», а не материальное тело из плоти и крови, а потому проявления звука, света и лучей не могут причинить тебе никакого вреда. Поэтому узнай в них собственные видения и пойми, что ты в бардо дхарматы».

 

Для людей, которые в жизни достигли успехов в духовной практике, есть шанс освободиться во время этого этапа переходного периода между смертью и жизнью. Этот этап называется «как сын бросается в объятия матери». Суть в том, чтобы человек смог узнать и принять первоначальный ясный свет, и тогда он мгновенно освободится, другие же увидят лишь темноту и состояние похожее на обморок.

 

Для людей с меньшими способностями на следующем этапе промежуточного состояния есть шанс «направить кармические склонности к благоприятному перерождению». Как и во сне, в Бардо становления, у человека нет тела из плоти и крови, но в следствии привычных кармических отпечатков он по-прежнему продолжает ощущать себя живым и не понимает, что умер. Поэтому в «Тибетской книге мертвых» (Бардо Тодрол), книге, которая как проводник указывает куда идти путешественнику незнающему дороги, написано: человеку надо наконец-то осознать, что «смерть неминуема для всех, а потому бесполезно терзаться и вследствие привязанности и гнева накапливать неблагую карму.» В Бардо ясность ума в семь раз больше, и человек, хоть и не обладает настоящим телом, может обладать различными качествами, как, например, ясновидение, благодаря чему, даже малейшее воспоминание о духовном пути, о непостоянстве и смерти, могут пробудить в нем осознанность и знание, и способствовать лучшему рождению.
Основной линией, пронизывающей все рекомендации, является понятие осознанности, и необходимость оставаться в присутствии, что бы не случилось, и какие бы ужасные картины не предстали перед человеком, необходимо понимать, что все это лишь иллюзия, проявление ума, проявление привязанностей и гнева.

 

Когда кончается переходный период между смертью и жизнью, человек заново рождается в новом теле, он снова попадает в жизнь, перейдя на новую ступень колеса, в котором жизнь и смерть бесконечно сменяют дуг друга.
Смерть неизбежна, также как неизбежна жизнь. В этом нет ничего плохого, это сущность человека, и мира в котором он живет, Но памятование о смерти может помочь очистить свой ум и свою жизнь, от лишнего, наносного, оставив лишь важные и по-настоящему живые вещи. Памятование позволит не тратить зря то единственное, что есть у человека — его время, а направить всю энергию на развитие себя, на развитие внутреннего мира.

 

На челне человеческого тела
Переправься через реку страдания!
Поскольку в будущем трудно найти этот челн снова,
Сейчас не время засыпать глупец!

 

Тибетская книга мертвых
Рождение, жизнь и смерть cогласно тибетской медицине и учению Дзогчен — Чогьял Намкай Норбу Ринпоче
Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания — Далай-лама

  • Категории

  • Бабаджи Буддизм Гурджиев Искусство Новости Семинар Смерть Суфизм

    Для показа облака WP-Cumulus необходим Flash Player 9 или выше.